Но при этом многие отечественные дизайн-бюро настроены вполне оптимистично. Лето 2016 года они рассматриваю как горячий сезон, способствующий росту доходов.
«Некоторые проекты действительно приостанавливались, — комментирует эксперт сайта Houzz, архитектор Дмитрий Букач. — Однако наблюдается оживление интереса к проектам интерьеров и загородных домов среднего и верхнего ценового сегмента, так что я надеюсь на улучшение ситуации».
Сейчас на рынке дизайн-услуг произошли некоторые изменения в лучшую сторону, но потребитель уже не готов платить за ненужные позиции. Теперь условия диктует заказчик. «Многие дизайн-бюро и компании корректируют ценовую политику, а это балансирует процесс «спрос — предложение» на рынке дизайнерских услуг, — рассказывает Наталья Преображенская, руководитель студии «Уютная квартира», — Кроме того, сейчас горячий сезон для дизайнеров, так как ремонт клиенты в основном делают весной и летом.
Этим летом многие менеджеры предпочитают налаживать сотрудничество с «отложенными заказчиками». Это, как правило, фирмы или частные лица, с которыми контакт был установлен заранее, остается лишь дождаться, когда они «созреют» для ремонта.
По оценкам экспертов сегодня на рынке сложилась довольно выгодная для потребителя ситуация. В связи с экономическим кризисом конкуренция среди различных фирм, предоставляющих услуги по ремонту и дизайну, значительно возросла. А там, где растет конкуренция, падают цены. Помимо того, ради привлечения клиентов многие компании повышают качество услуг и предлагают множество различных бонусов и акций. К тому же, фирмы-однодневки, поставляющие низкокачественные услуги, просто не могут удержаться на плаву в такой ситуации и исчезают из поля зрения, не успев никого обмануть.
Новое время
Дизайнер и декоратор Женя Жданова рассказывает о новой категории клиентов, появившейся на рынке в последние годы. Многие заказчики решают воспользоваться услугами дизайнеров еще на стадии покупки недвижимости. Это делают с целью оценки рисков, а также понимания потенциала будущего жилья и стоимости возможных вложений. «Другая часть запросов касается изменений в интерьере недвижимости, которой уже пользуются: летом многие клиенты просто хотят что-то в своей жизни поменять» — говорит дизайнер.
Главная проблема, с которой столкнулись в последние годы многие компании — рост цен. Это связано с ситуацией вокруг курса рубля. Ведь в долларовом эквиваленте цены практически не изменились, а где-то даже упали, в связи со снижением спроса. «Кроме валютных колебаний негативное влияние на рынок товаров для интерьера оказали и санкции, введенные против России, — уверена Женя Жданова. — Несмотря на то что они напрямую не относились к нашей сфере, ожидания клиентов были достаточно пессимистичными. Заказчики ожидали риски не поставок, трудности с таможенной очисткой и даже непредсказуемые проблемы с производством на фабриках. Интересно, что по факту ни с какими из вышеперечисленных проблем мне за последние два года столкнуться не пришлось. Однако мы об этом постоянно думали и говорили».
Как отмечают эксперты, кризис заставил экономить всех. Даже премиум-сегмент испытывает определенные трудности. Заказчики стараются сократить свои расходы всеми способами. Кто-то самостоятельно готовит смету, кто-то старается наладить контакты напрямую с производителями, чтобы не переплачивать за лишние услуги. Все это влияет и на цены услуг, и на количество заказов в целом. Как отмечает Наталья Преображенская, процент заказов на этот год уже упал на 35%.
Санкции и импортозамещение тоже нашли свое отражение и на рынке дизайн-услуг. Эксперты утверждают, что в последнее время интерес к отечественным товарам значительно вырос. «Имеется явная тенденция, например, в сегменте осветительных приборов — использовать много светильников российского производства в сочетании с несколькими акцентными светильниками известных мировых производителей. На „АрхМоскве-2016“ я видел много интересных российских производителей отделочных материалов и предметов интерьера», — комментирует Дмитрий Букач.
Стоит ли в сегодняшней экономической ситуации браться за ремонт, если он неизбежен? Конечно стоит. Но перед тем как снести стены, нужно все хорошенько продумать и подойти к этому важному делу с умом.
Обязательно нужно просчитать все риски и оценить свои возможности. Также необходимо как можно тщательнее выбирать как подрядчиков, так и дизайнеров.
«Ремонт в любом случае требует немаленьких затрат, и на сегодняшний день эти затраты обещают только расти, — уверена Наталья Преображенская. — Но в определенном смысле кризис — благоприятное время для того, чтобы затеять ремонт: он способен повысить стоимость продаваемого или сдаваемого в аренду жилья как минимум на 25%, обеспечив вам выгодную сделку. Если делать его для себя, это существенное повышение качества жизни и помогает нивелировать депрессивные настроения».
Чтобы не ошибиться с выбором, следуйте определенным принципам. В первую очередь убедитесь, что дизайнер, архитектор или строитель обладает должной квалификацией. Не стесняйтесь спрашивать дипломы, сертификаты. Почитайте отзывы клиентов, ознакомьтесь с прошлыми работами.
Если вы сделаете грамотный выбор, хороший специалист не только вас не разорит, но и поможет сэкономить. Профессионал всегда предоставит вам выбор и проконтролирует весь ход работ. А главное, вы обязательно останетесь довольны конечным результатом.