Оформляем в собственность старую дачу: инструкция

Слово «дача» для русского человека имеет особенный смысл. Помидоры, парники, шашлыки на день рождения, хранилище гардероба всей семьи с 1958 г., варенье или священное место для проведения майских праздников — у каждого свои ассоциации с 6 сотками. Однако рано или поздно владельцы незадачливых щитовых домиков или солидных деревянных профессорских «родовых гнезд» с мансардой сталкиваются с одной и той же проблемой — оформлением вожделенной дачи в собственность. Как быть в подобной ситуации?

Оформляем в собственность старую дачу: инструкция Фото: Оформляем в собственность старую дачу: инструкция

Собираем документы. Дача подразумевает под собой два объекта недвижимости — это земля и строение. В большинстве случаев документов на дом нет, но при наличии бумаг на земельный участок оформить в собственность его буден нетрудно. Право собственности на землю может возникать на основании:

  • свидетельства о праве собственности;
  • решения/постановления о предоставлении земельного участка в собственность/постоянное бессрочное пользование/пожизненное наследуемое владение/аренду — документ выдается органом местного самоуправления или правообладателем земельного участка;
  • договора аренды земельного участка — его предоставляют орган местного самоуправления либо правообладатель земельного участка;
  • выписки из похозяйственной книги — выдают из архива органа местного самоуправления;
  • любых картографических документов, схем населенных пунктов, генеральных планов СНТ, планов отводов земельного участка — данные сведения выдает либо правообладатель земельного участка или орган местного самоуправления;
  • решения (постановлении) об утверждении списков предоставления земельных участков — предоставляются либо правообладателем участка, либо органом местного самоуправления;
  • членской книжки/книжки садовода — выдаются некоммерческим товариществом.

Наличие на руках любых документов на дом существенно упростит регистрацию. Это могут быть:

  • разрешение на строительство или реконструкцию, выданные органами местного самоуправления;
  • справка, технический паспорт, выписка из инвентаризации и другие данные БТИ;
  • договор купли/продажи, дарения объекта недвижимости — он может быть заверен органом местного самоуправления, нотариусом, БТИ.

Если дачу регистрирует не сам владелец, а его наследник, помимо перечисленных документов, необходимо предоставить выданное нотариусом свидетельство о праве на наследство.

Что делать, если документов нет?

Их следует восстановить, иначе мечтам о приватизации можно помахать рукой. Для начала нужно выяснить все о вашей даче: статус земли (населенный пункт, СНТ и другие координаты), когда (до или после 1991 г.) и кем (землевладелец или орган местного самоуправления) выделялся участок. Эту информацию можно получить у соседей (бдительные бабули помнят даже фамилию первого председателя садового товарищества), родственников, бывших хозяев. Получив максимум информации, нужно попробовать заказать архивные копии. Хорошо, если вам точно известно, какой именно орган выдал документ, а еще лучше, если вы по счастливой случайности уточнили его номер и дату выдачи. Заказать копию можно по фамилии владельца или адресу дачи, обратившись в МФЦ.

Не нашли документы? Регистрируем через суд

Если ничего найти так и не удалось, можно признать право собственности через суд. Для этого фактический владелец должен обратиться в соответствующую инстанцию с исковым заявлением. К нему следует приложить все имеющиеся документы, которые указывают на наличие прав: разрешение на строительство, выписки из постановлений, планы, схемы. Не стоит надеяться на то, что суд примет решение в вашу пользу лишь на основании показаний свидетелей, фотографий и того факта, что вы владеете этим участком на протяжении многих лет. Опять же на помощь могут прийти соседи: наверняка кто-нибудь из них проходил подобную процедуру и поделится с вами опытом.

Финал истории: регистрация

Если судьба благоволит к вам не на шутку, и вы нашли все нужные бумаги, осталось пройти регистрацию. Для этого требуется посетить Росреестр или МФЦ с пакетом документов, среди которых:

  • заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности;
  • технический план или его идентифицирующий номер (для тех случаев, когда документ уже передан в Росреестр);
  • правоустанавливающий документ на участок.

Все это вы можете отдать, либо посетив учреждение лично, либо дистанционно (через портал Росреестра или почтовым отправлением). Независимо от способа подачи, к документам прилагают копию паспорта заявителя, чек об оплате госпошлины и его копию. Если все документы верны, примерно через 10-12 рабочих дней заявитель получает выписку ЕГРН, которая является подтверждением его официально зарегистрированного права собственности на дачу.

Лучшие материалы

Пожалуйста, нажмите кнопку "Продолжить"

Продолжить