Век дачи не видать

Феномен русской дачи как образа жизни многие иностранцы понять не могут. Это как попытаться перевести, что значит слово «воля». Для них наша дача – странное и финансово провальное явление.

Век дачи не видать Фото: Век дачи не видать

Среди старшего поколения дача — место святое. Здесь выращивают картошку, огурцы с помидорами, конечно, лук, кабачки, чеснок. Собирают яблоки, клубнику. Каждые выходные и весь отпуск заядлые дачники проводят на своих участках — сажают, удобряют, пропалывают грядки, поливают. Путем простых подсчетов каждый владелец участка может понять, что результат его труда никак не соотносится с затратами. Ведь сюда же плюсуем и плату за проезд, расходы на семена и инвентарь, удобрения и т.д.

Но по старинке заядлые дачники морщатся от таких подсчетов, говоря, что выращивают по-настоящему вкусные овощи и фрукты, что земля пустовать не может — это грех, и что другой жизни они не представляют. Понять можно тех, чьи зарплаты не поднимаются выше 10-15 тысяч рублей. В основном в маленьких городах, где до дачи едут на велосипеде, а урожай кормит долгой холодной зимой всю семью. И получается, что феномен дачи-кормилицы — это не черта русского национального характера или менталитета, а страшный провал в экономике.

Назад в СССР

В СССР купить хорошие фрукты или овощи было проблемой — на рынках цены высокие, а в магазинах качество низкое. После войны власти (чтобы не происходил самовольный захват пустующих участков) начали распределять землю работникам различных предприятий. Обладателей тех самых шести соток называли счастливчиками, так как рацион их питания был лучше и разнообразнее. В 82-ом году запустили специальную продовольственную программу, благодаря которой на дачах стали меньше выращивать картофеля и овощей. Их доли, по данным Росстата, существенно снизились к 1990 году до 66% и 30% соответственно. Людям было удобнее и выгоднее купить овощи, чем сажать их на своем участке. Но в 90-е годы ситуация в стране вынудила россиян снова начать выращивать овощи и картофель. В 2002 году более 91% всего картофеля выращивали на личных участках. И если кажется, что это было так давно и не совсем правда, то ситуация в 2013-ом показывает аналогичные высокие показатели — 82% картофеля и 69% овощей. Всё это результаты производства обычных дачных участков.

Доступный отдых

Какой русский человек не любит поехать на дачу с друзьями. Купаться в реке, жарить вкусный шашлык, отдыхать. Многие покупают дачи именно с целью бюджетно и приятно проводить время. К сожалению, посчитать точно, сколько уходит денег на содержание дачи — сложно, но можно попробовать «прикинуть».

К примеру, дача стоимостью 1 млн рублей амортизируется приблизительно на 10% в год. То есть, чтобы через 10 лет ваш дом не сгнил, был уютным и удобным для жизни и отдыха, надо выкладывать порядка 100 тысяч в год. По словам экономистов, это только кажется, что на дачу нет никаких затрат — кто газ проводит, кто крыльцо ремонтирует, кто по мелочи стенку подкрашивает. А в совокупности за год набегает приличная сумма.

Если вы выезжаете на дачу каждые выходные, стоит учесть и стоимость бензина или проезда. А еще электричество, дрова, взносы в товарищество, налоги... Тут уж каждый считает сам.

При этом есть те, кто вообще ничего не вкладывают в дачу. А есть и другие люди, которым важно иметь личное пространство, даже если оно обойдется в «копеечку». Хотя многие риэлторы говорят, что аренда дачи в разы выгоднее, чем покупка и дальнейшее обслуживание своей собственной. Но тут играет психология русских людей — то чужое, а то свое, родное.

Также есть дачники, которые считают, что их дом — инвестиция. Хотя на самом деле обычная дача — товар малоликвидный. К тому же в провинции, где небольшой участок с хлипким домиком продается всего за 100-200 тысяч рублей.

Идея собственности

Феномен дач также связан и с традиционными представлениями о правильном образе жизни. Многие люди до сих пор связывают успех с приобретением материальных ценностей. Есть квартира — молодец, машину приобрел — красота, а уж если дачу купил, то признание общества точно обеспечено.

Но дача для многих — это не просто статус, а еще и возможность скрыться от глаз «большого брата». Люди едут на дачу, каждый со своими целями, но точно подальше от многоэтажных домов и обилием любопытных соседей. Смотрите сами, в XIX веке на дачах создавали нелегальные театры, проводились свободные от цензуры вечера. В XX веке писатели и художники творили на дачах, а молодежь — убегала от родителей и осуждения общества в их стремлениях к некой свободе.

— Людям нужны гарантии выживания в их постоянном стремлении убежать от государства, и они готовы вкладывать в обеспечение этих гарантий свое время и деньги, практически не считаясь с издержками (что и отменяет экономические критерии), — пишет социолог, общественный деятель Симон Кордонский.

— Феномен современных дач — результат советских экспериментов. В Европе землей многие века распоряжался рынок, а у нас — государство, — считает ведущий эксперт Европейского института маркетинга мест Денис Визгалов. Он поясняет, что на Западе жизнь за городом всегда была уделом состоятельных граждан, а в СССР благодаря упражнениям с шестью сотками доступ к природе стал внеклассовым, хотя изначально целью раздачи участков было производство дополнительного продовольствия.

В Европе такого никогда не было и поэтому не стоит удивляться, что само слово «дача» для иностранцев — явление труднообъяснимое. Если только в Скандинавии могут нас понять, у них распространены домики в лесу или на берегу красивого водоема, куда приезжают отдохнуть в тишине, на фоне природы и вдали от цивилизации.

Фото: ИТАР-ТАСС

Лучшие материалы