Манила, Филлипины - Дэниэл Бернэм, 1905
Многие считают главным наследием архитектора Бернэма план перепланировки облика Чикаго, однако его оригинальное видение городской жизни воплотилось не только там. Архитектор принял участие в в строительстве многих крупных зданий в Вашингтоне, Кливленде, Сан-Франциско, а также Парка Багио и Манилы на Филиппинах.
До наших дней (после Второй мировой войны и других катаклизмов) дошли лишь некоторые уцелевшие детали генерального плана Бернэма — Росксас-Бульвар, несколько правительственных зданий. При одном взгляде на эти объекты легко узнать почерк архитектора: устремленные к центру города аллеи и бульвары напоминают пейзажи Олмстеда, Роксас-Бульвар — о Лейк Шор-Драйв в Чикаго, а в здании муниципалитета и центрального почтового отделения прослеживаются черты некоторых федеральных зданий Вашингтона. Население Манилы с времен Бернэма существенно увеличилось и продолжает расти, поэтому его видение уютного зеленого города с большими пешеходными зонами по-прежнему актуально.
Первоначально архитектор планировал создать красивый восточный город, перенявший архитектурные традиции лучших западных образцов — Парижа, Рима, Венеции. У его плана было пять ключевых направлений, в том числе создание мест для торговли и отдыха, летних курортных зон, развитие инфраструктуры водных путей, городской уличной системы. К сожалению, до конца идеям этого талантливого архитектора в Маниле и Багио (летней столице Филиппин) осуществиться не удалось, однако облик этих городов сохранил его оригинальное видение архитектуры.
Тегеран, Иран - Виктор Грун, 1968 и Луис Кан, 1973
Архитекторы Виктор Грун и Луис Кан в разное время были приглашены иранским правительством для создания генерального плана Тегерана, с учетом будущего расширения его границ. Исторические события и политический переворот не только стали причиной незавершенности обоих вариантов архитектурного облика города, но и отразились на их содержании.
Виктор Грун работал над своим проектом, плотно взаимодействуя с местными специалистами и властями, контролировавшими план. После случившейся в стране революции архитектор потерял поддерживавших его людей, и предложенные им идеи оказались не нужны, так как в них отчетливо читались мотивы запада и модернизма. План Груна создавался под большим влиянием философии нового времени, поэтому его Тегеран предстает большой коммуной с четкой иерархией улиц. Ядром, объединяющим десять префектур, в каждую из которых входило по 4 района, разбитые, в свою очередь, на 5 частей, планировалась постройка метро.
Приступивший к работе в 1973 г. Луис Кан взял структуру Груна на заметку, однако он имел собственный взгляд на организацию городского пространства. Он придал городу более линейную форму, расширив центральный район, сделал торговую зону более удаленной. Урбанизм Кана симметричный, осевой и предполагает создание собственного уникального облика у каждого округа. Идеи Луиса Кана, как и Виктора Груна, так и не были поняты и воплощены до конца, однако предложенные ими архитектурные планы демонстрируют огромные неиспользованные городские ресурсы и большие перспективы градостроительства.
Масдар-Сити, Объединенные Арабские Эмираты, 2014
Городские планы, созданные под руководством одного архитектора, не ушли в прошлое. Это особенно видно в городах Востока, и одним из примеров является Масдар-Сити в Абу-Даби. Город, расположенный около международного аэропорта, был создан как технологический центр, который работает исключительно на солнечной энергии.
Первоначально предполагалось, что город будет закрыт для частных автомобилей, но сейчас, кроме общественного транспорта, на его территории разрешены работающие на экологически чистом топливе или электроэнергии машины. Масдар-Сити окружен защищающей его площадь от горячих ветров и песков пустыни стеной, поэтому его рост ограничен.
Дизайн зданий города тяготеет к местным народным архитектурным стилям: преобладание терракотовых цветов и причудливых форм, короткие узкие улицы, тесно стоящие здания — одним словом, черты, характерные для традиционных арабских городов. При этом строения выполнены таким образом, чтобы на территории поддерживалась более комфортная температура, чем в окружающей город пустыне.
Несмотря на перспективный проект, ощутимую финансовую поддержку и одобрение властей, завершение строительства и заселение Масдар-Сити сильно растянулись. Начатые в 2006 г. работы предполагалось окончить за 8 лет, однако теперь эта дата отодвинулась на 2030 г. По проекту в городе должны были жить и работать около 45 000-50 000 человек, не считая приезжающих сотрудников, 1 500 корпораций. На сегодняшний день на территории Масдар-Сити постоянно находятся лишь несколько сотен студентов, и еще около 2 000 человек приезжают туда на работу. Между тем, и сегодня на Ближнем Востоке и Азии не утихают споры о том, что более перспективно и целесообразно — возводить новые города или модернизировать существующие мегаполисы, совершенствуя их социально-экономическую базу и уделяя большое внимание вопросам экологии.