Возникнув намного позже других европейских городов, Санкт-Петербург стал одним из самых великолепных городов на всем земном шаре. Архитектурные стили Петербурга многолики и вобрали в себя лучшие традиции итальянского, голландского и немецкого зодчества, проведя их сквозь призму русской культуры.
Канва времени
Петровское эпоха – это переломный момент в жизни русского общества. Принудительная ориентация на Европу, становление светского общества, развитие образования и культуры требовало новых форм выражения, необходимых во всех сферах. Основанный по велению царя Петра I в мае 1703 года Петербург стал не только форт-постом Российской Империи, но и настоящей сокровищницей искусств.
Архитектурные стили Петербурга – это симбиоз различных направлений и тенденций, многослойность истории и грандиозность масштабов застройки.
Петровское барокко. Для строительства города Петр I пригласил лучших архитекторов Европы. Среди них можно отметить итальянца Доменико Трезини, который спроектировал знаменитый Петропавловский собор. В отличие от классического барокко данный архитектурный стиль Петербурга характеризуется строгой симметрией, использованием пиллястр или декоративных колонн на фасадах зданий, наличием широких и высоких оконных проемов, анфиладами во внутренних помещениях.
Среди ярких образцов петровского барокко: Петровские ворота, церковь Святого Пантелеймона, дворец Меньшикова.
Елизаветинское барокко. После прихода к власти дочери Петра I Елизаветы, архитектурный стиль Петербурга обрел динамичность форм, вычурность линий и парадное великолепие. Елизаветинское барокко – это стремление к роскоши, выраженное в обилие декоративных элементов. Фасады домов украшали архитектурные ордеры, для покрытия стен использовалась золоченая краска, внутренние интерьеры украшали широкие парадные лестницы, в залах была лепнина, узорчатый пакет и множество зеркал в рамах. Главным архитектором того времени стал Варфоломей Растрелли, создавший Воронцовский, Строгановский и Зимний дворцы, Смольный монастырь.
Классицизм. В разрезе архитектурных стилей Петербурга классицизм подразделяется на:
Ранний классицизм. Был призван подчеркнуть просвещённый абсолютизм, который ввела Екатерина Великая. Гармоничные линии, упорядочные формы, использование элементов античной архитектуры и особенной пластичности, свойственной рококо и барокко. Среди построек раннего классицизма - дворец Разумовского, Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж.
Строгий классицизм. К концу XVIII века архитекторы полностью отказались от традиций барокко. Все постройки того времени отличаются четкой продуманностью архитектурных решений, намеренной лаконичностью объема, выверенными пропорциями. В эпоху строгого классицизма был построен знаменитый Таврический дворец.
Поздний классицизм. На российский престол взошел император Александр I, который пригласил в Петербург западноевропейских архитекторов. В образе городских зданий появилась величественная монументальность, строгие силуэты, простая геометрия. Активно используются образы античности. В период позднего классицизма построены Казанский собор, здание Адмиралтейства, Смольный институт.
Русский ампир. Апофеозом развития классицизма стал ампир, как прославление мощи и могущества страны-победительницы. В городских архитектурных ансамблях появляются триумфальные арки, памятные колонны, для декора используется изображения лавровых листьев, символика Древнего Рима, силуэты древнерусских воинов. Ярко прослеживаются особая торжественность и строгая симметрия линий. В стиле русского ампира построен Исаакиевский собор, многочисленные площади столицы (Дворцовая, Сенатская, Манежная, Михайловская), Александринский театр.
Неостили. Начиная с XIX века, архитектурные стили Петербурга не имели четкого выражения, наблюдалось их смешение и объединение. В это время были популярны:
неоренессанс, навеянный эпохой Возрождения (доходные дома на улицах Чайковского, Кирочной и Фурштатской, Шуваловский дворец, особняк И.
необарокко с характерными для этого стиля большими пролетами зданий, эркерами, анфиладной композицией пространства, сложными украшениями фасадов (Мариинский дворец, особняк Т. П. Дылёва, доходный дом Н. П. Жеребцовой);
неовизантийский стиль, который сочетал в себе тенденции эклектики и архитектурное наследие постройки средневековой Византии (Церковь иконы Божией Матери);
неоготика выражалась в основном в сооружении вертикальных длинных шпилей, стрельчатых арок, наличии множества башенок (Чесменский дворец, постройки в Царском Селе).
Русский модерн. В конце XIX века в северной столице появились здания в стиле модерна, выполненные с присущей ему текучестью линий, активным использованием стекла, стали и бетона. Украшением фасадов служила мозаичная роспись по мотивам русских сказаний (особняк Матильды Кшесинской, церковь Спаса Нерукотворного).
Среди питерских построек XX века можно встретить здания в стиле минимализма, дома в духе сталинского ампира, футуристические объекты и высокотехнологичную архитектуру хай-тека.
Несмотря на все свое стилистическое разнообразие, архитектура Петербурга узнаваема и самобытна и не имеет аналогов в мировой архитектурной среде.