— Максим, когда Вы решили связать свою жизнь с архитектурой, и кто повлиял на это решение?
Решение точно не было спонтанным, в каком-то смысле я шел к этому с самого детства. Ребенком я рос любознательным и успел перепробовать множество разных увлечений, но все они так или иначе сводились к проектированию. Мне нравилось досконально продумывать и визуализировать концепты автомобилей, морских судов, космических кораблей, создавать макеты домов. Словом, творческой энергии хватало, однако я не до конца понимал, куда именно хочу ее направить.
Окончательно определиться с выбором помогли друзья, которые настояли, чтобы я попробовал себя в дизайне и архитектуре. Мне хватило мудрости к ним прислушаться, и я буквально открыл себя заново.
— Кто повлиял на формирование Ваших вкусов, авторского стиля?
Вкусы формировались постепенно, под воздействием того, что я вижу, слышу и чувствую каждый день. Поэтому мой авторский стиль — это такой композитный материал, компиляция впечатлений от различных событий, явлений и объектов материального мира, в том числе, конечно же, - от работ других архитекторов. Но, повторюсь, кумиров как таковых у меня никогда не было.
— Что на Ваш взгляд самое важное в работе архитектора?
Функциональность и рационализм. Это банальные, в общем-то, слова, но я считаю их главными ориентирами в своей работе. Мне свойственно постоянно искать логическое обоснование принимаемым решениям, рационализировать свои действия. Конечно, где-то позволяю себе свободное обращение с функцией в угоду визуальной эстетике, декоративному оформлению, но это единичные случаи.
— Вы не раз отмечали, что Вам импонируют проекты, которые можно охарактеризовать слово Timeless. Что Вы вкладываете в это понятие, и есть ли у Вас универсальный рецепт создания таких интерьеров?
Еще на заре моей карьеры один архитектор, с которым я тогда работал, сказал очень простую фразу: «Что сделано талантливо — выглядит хорошо во все времена.» Эти слова врезались в мою память и стали для меня квинтэссенцией концепции Timeless. То есть речь не о каком-то конкретном стиле или направлении в архитектуре, а о художественных качествах объекта.
Поэтому рецепт создания таких интерьеров очень прост — развивать собственный вкус и не гоняться за сиюминутной модой. Разумеется, это не значит, что нужно действовать без оглядки на современные тренды. Напротив, архитекторы и дизайнеры должны пристально их изучать, анализировать и вычленять самую суть, отбрасывая все мимолетное и проходящее.
— Серый цвет скучный и не дает простора для творчества. А если говорить более предметно?
Timeless – это в первую очередь материалы, особая их обработка и ручной труд. Мебель и декор в данном случае вторичны, они могуть приходить в интерьер и уходить из него. А вот материалы, которые нельзя мгновенно изъять из пространства, как раз и составляют архитектурную основу проекта и дают ощущение вневременного интерьера. Кроме тщательного подбора и обработки материалов, необходимо уделять внимание их комбинаторике, понимать, как они взаимодействуют друг с другом.
— Назовите два любимых проекта из тех, над которым Вы работали в последнее время.
Среди частных заказов я бы выделил 2-этажную виллу с анвиладой и каминным залом в Краснодаре, над которой работал в 2015 году. Проект не решал каких-то концептуальных задач, но именно в нем мне удалось реализовать большинство своих задумок практически без изменений со стороны заказчика. Если говорить про общественные пространства, пока самый любимый проект — интерьеры стадиона ФК «Краснодар». Не скрою, это была непростая работа, но она подарила мне ценный опыт и позволила открыть себя с новой стороны.
— Так в чем заключалась главная сложность?
Понимаете, стадион — это очень утилитарный объект, вещь в себе. Его пространство не назвать интерьером в прямом смысле слова, скорее это такая среда, дополнение к архитектуре и к разворачивающемуся там действу.
Главная сложность как раз и заключалась в том, чтобы с одной стороны добиться слияния внутренних пространств и архитектуры, а с другой — создать заряженное, динамичное просранство, которое настраивало бы спортсменов и болельщиков на нужный лад.
Думаю, нам это удалось. По крайней мере немецкие архитекторы из Architekten von Gerkan, Marg und Partner (авторы архитектурного проекта стадиона) признали, что внутренние пространства гармонируют с внешним обликом стадиона.
— Где черпаете вдохновение для работы над особенно сложными проектами?
Когда работаешь над проектом, который тебе по-настоящему интересен, вообще не стоит вопрос поиска вдохновения. В тот момент, когда ты за него берешься, у тебя уже происходит самозаряд. В противном случае не стоит даже начинать, ведь проект, который тебя не мотивирует, не заставляет рушить все преграды на пути к его завершению, вряд ли получится хорошим.
Другое дело эмоциональная разрядка. Она действительно необходима в работе над сложными заказами. Я лично нахожу ее в спорте. Уже больше 10 лет каждую неделю мы с друзьями встречаемся, чтобы сыграть в футбол. Это помогает привести мысли в порядок, перезагрузиться, добавляет уверенности в себе.
— В творчестве каждого знаменитого автора есть ключевая работа, суммирующая весь его профессиональный опыт, раскрывающая все грани таланта. Есть мысли, каким может быть Ваш личный magnum opus?
Я думаю, что это будет масштабный объект с какой-то общечеловеческой функцией: университет, школа или, возможно, госпиталь. Безусловно, мне интересны и коммерческие проекты, поэтому я бы с удовольствием взялся за большой концептуальный отель. Мне нравится создавать яркие запоминающиеся пространства, где в равной степени важны и комфорт, и эмоциональный контекст. Но если говорить про ключевую работу в моей карьере, это определенно будет что-то общественно значимое.